Как написать ТЗ на сайт?

Разработка и поддержание веб-сайтов требует слаженных усилий команды профессионалов, поэтому далеко не все компании имеют собственный отдел веб-дизайна. Очень часто даже относительно крупный бизнес отдает разработку собственных интернет-страниц внешним подрядчикам. Однако для того чтобы заказчик получил в результате именно тот сайт, который был ему нужен, стандартная процедура разработки предполагает обязательное написание и согласование технического задания (ТЗ), в котором заказчик указывает все свои ключевые требования к готовому продукту. Частично именно от детальности написания ТЗ зависит, насколько итоговый сайт будет соответствовать ожидать его заказчика. Поэтому мы решили рассказать вам о том, как составить хорошее ТЗ для разработки интернет-сайта.

Если вас интересует разработка сайтов качественно, оперативно и по разумной цене, важно не только написать хорошее ТЗ, но и обратиться с ним к проверенным исполнителям – таким, как наше цифровое агентство Webmaker.

Зачем нужно писать подробное техническое задание на разработку веб-сайта

Детальное ТЗ дает преимущества и заказчику сайта, и его исполнителю. Согласовав с веб-студией ТЗ, заказчик может:

  • Получить оценку стоимости разработки.
  • Получить понимание механизмов ценообразования (понять, за что именно он будет платить исполнителю и что это ему дает).
  • Оценить уровень компетентности потенциального исполнителя проекта.
  • Проработать механизмы согласования текущих вопросов и свести необходимость постоянных контактов с представителями подрядчика к минимуму, что экономит рабочее время сотрудников заказчика.
  • Получить документальное свидетельство, позволяющее требовать с исполнителя компенсацию за некачественную или несвоевременно выполненную работу.

Также наличие готового ТЗ позволяет при необходимости быстро заменить исполнителя, просто предоставив новому подрядчику тот же документ.

Есть в согласовании ТЗ важные плюсы и для исполнителя. Имея детальное ТЗ, наши специалисты смогут:

  • Лучше понять пожелания заказчика и его видение будущего продукта.
  • Сократить время, необходимое на текущую коммуникацию с заказчиком.
  • Помочь клиенту сформулировать требования, чтобы свести к минимуму риск внезапных кардинальных правок на финальных стадиях.
  • Сократить срок, требуемый для работы над сайтом – в ТЗ может быть прописана структура сайта и другие моменты, на проработку которых «с нуля» нам пришлось бы тратить рабочее время.

Грамотное ТЗ имеет юридическую силу и может помочь каждой из сторон защитить свои интересы в суде в случае возникновения конфликтов. И наоборот, отсутствие ТЗ создает основы для возникновения взаимного непонимания между исполнителем и заказчиком и приводит к необходимости постоянного уточнения и согласования текущих рабочих моментов, что увеличивает срок разработки сайта и может повредить его качеству.

Что нужно обязательно указать в ТЗ на сайт

В техническом задании на веб-разработку должны быть указаны такие основные моменты:

  • Ключевые сроки процесса разработки.
  • Описание подробного объема работ, согласованных сторонами.
  • Детальное описание каждого этапа согласованных работ.
  • Общие требования к создаваемому сайту.
  • Описание структуры будущего ресурса.
  • Список требований к размещаемому и генерируемому контенту, если это предусмотрено договором.
  • Описание желаемого дизайна страниц сайта.
  • Список необходимых функций.
  • Перечень внешних систем, интеграция с которыми необходима разрабатываемому сайту.
  • Требования к поддерживаемым технологиям.
  • Пожелания к движку (конструктор, CMS, собственный движок).
  • Необходимые языковые версии.
  • Предполагаемые сценарии взаимодействия пользователя со страницами сайта и описание целевой аудитории.
  • Требования к хостингу.
  • Особенности оформления и функционала служебных страниц (таких, как пресловутая страница 404).

К техническому заданию можно приложить макеты основных страниц сайта в виде графических прототипов. Если у вашей компании есть собственный брендбук – он может стать хорошей основой для написания требований к дизайну. Желательно также предоставить копию или компиляцию ключевых страниц брендбука исполнителю – это позволит гармонизировать оформление сайта с вашим корпоративным стилем.