Разработка и поддержание веб-сайтов требует слаженных усилий команды профессионалов, поэтому далеко не все компании имеют собственный отдел веб-дизайна. Очень часто даже относительно крупный бизнес отдает разработку собственных интернет-страниц внешним подрядчикам. Однако для того чтобы заказчик получил в результате именно тот сайт, который был ему нужен, стандартная процедура разработки предполагает обязательное написание и согласование технического задания (ТЗ), в котором заказчик указывает все свои ключевые требования к готовому продукту. Частично именно от детальности написания ТЗ зависит, насколько итоговый сайт будет соответствовать ожидать его заказчика. Поэтому мы решили рассказать вам о том, как составить хорошее ТЗ для разработки интернет-сайта.
Если вас интересует разработка сайтов качественно, оперативно и по разумной цене, важно не только написать хорошее ТЗ, но и обратиться с ним к проверенным исполнителям – таким, как наше цифровое агентство Webmaker.
Зачем нужно писать подробное техническое задание на разработку веб-сайта
Детальное ТЗ дает преимущества и заказчику сайта, и его исполнителю. Согласовав с веб-студией ТЗ, заказчик может:
- Получить оценку стоимости разработки.
- Получить понимание механизмов ценообразования (понять, за что именно он будет платить исполнителю и что это ему дает).
- Оценить уровень компетентности потенциального исполнителя проекта.
- Проработать механизмы согласования текущих вопросов и свести необходимость постоянных контактов с представителями подрядчика к минимуму, что экономит рабочее время сотрудников заказчика.
- Получить документальное свидетельство, позволяющее требовать с исполнителя компенсацию за некачественную или несвоевременно выполненную работу.
Также наличие готового ТЗ позволяет при необходимости быстро заменить исполнителя, просто предоставив новому подрядчику тот же документ.
Есть в согласовании ТЗ важные плюсы и для исполнителя. Имея детальное ТЗ, наши специалисты смогут:
- Лучше понять пожелания заказчика и его видение будущего продукта.
- Сократить время, необходимое на текущую коммуникацию с заказчиком.
- Помочь клиенту сформулировать требования, чтобы свести к минимуму риск внезапных кардинальных правок на финальных стадиях.
- Сократить срок, требуемый для работы над сайтом – в ТЗ может быть прописана структура сайта и другие моменты, на проработку которых «с нуля» нам пришлось бы тратить рабочее время.
Грамотное ТЗ имеет юридическую силу и может помочь каждой из сторон защитить свои интересы в суде в случае возникновения конфликтов. И наоборот, отсутствие ТЗ создает основы для возникновения взаимного непонимания между исполнителем и заказчиком и приводит к необходимости постоянного уточнения и согласования текущих рабочих моментов, что увеличивает срок разработки сайта и может повредить его качеству.
Что нужно обязательно указать в ТЗ на сайт
В техническом задании на веб-разработку должны быть указаны такие основные моменты:
- Ключевые сроки процесса разработки.
- Описание подробного объема работ, согласованных сторонами.
- Детальное описание каждого этапа согласованных работ.
- Общие требования к создаваемому сайту.
- Описание структуры будущего ресурса.
- Список требований к размещаемому и генерируемому контенту, если это предусмотрено договором.
- Описание желаемого дизайна страниц сайта.
- Список необходимых функций.
- Перечень внешних систем, интеграция с которыми необходима разрабатываемому сайту.
- Требования к поддерживаемым технологиям.
- Пожелания к движку (конструктор, CMS, собственный движок).
- Необходимые языковые версии.
- Предполагаемые сценарии взаимодействия пользователя со страницами сайта и описание целевой аудитории.
- Требования к хостингу.
- Особенности оформления и функционала служебных страниц (таких, как пресловутая страница 404).
К техническому заданию можно приложить макеты основных страниц сайта в виде графических прототипов. Если у вашей компании есть собственный брендбук – он может стать хорошей основой для написания требований к дизайну. Желательно также предоставить копию или компиляцию ключевых страниц брендбука исполнителю – это позволит гармонизировать оформление сайта с вашим корпоративным стилем.